Персональный   сайт   педагога   Пищиковой   Натальи   Германовны
_____________________________________________________________________________________
Дидактические игры рисование
Дидактическая игра "Придумай портрет"
автор Пищикова Н.Г.
Для детей 5-7 лет.
В игре могут принимать участие не более 8 человек.
Дидактическая игра "Цирк зажигает огни".
Цель игры: учить создавать целостную картину цирка на подмалевке, решать задачи по пространственному освоению листа. Закрепить знания детей об артистах цирка, атрибутах, используемых на представлениях. Уточнить знания о костюмах артистов: акробатов, жонглеров, клоунов, укротителей животных.
Активизация словаря детей: арена, прожекторы, дрессировщики, жонглеры и т.д.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть подмалевки арены цирка, атрибуты и инвентарь, которые артисты используют для выступлений. Затем рассматриваются фигурки цирковых артистов, их костюмы, фигурки цирковых животных. Педагог предлагает детям на подмалевке выложить цирковой номер и рассказать о нем. Необходимо оказывать детям помощь при составлении композиции на подмалевке.
Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.
Дидактический материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека: горя, гнева, страха, радости, удивления. Вырезанные овалы лица (15Х15 см) с нарисованным носом, части лица: глаза, брови, рот, различные по форме и цвету прически (одинаковые наборы для каждого ребенка в конвертах), цветные фишки для оценки работы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям за определенное время (2-3 минуты) разложить на подносах перед собой части лица; первый, выполнивший задание, получает фишку. Затем воспитатель берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям изобразить на портрете это состояние человека, объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 3-4 минуты. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии.
Дидактическая игра "Волшебный круг"
(цветовой круг)
автор Пищикова Н.Г.
Для детей 6-7 лет.
В игре могут принимать участие 3-5 детей.
Дидактическая игра "Укрась дымковским
узором игрушку"
автор Пищикова Н.Г.
Для детей старшего дошкольного возраста.
В игре могут принимать участие 6-8 детей.
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.
Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.
Ход игры:
Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.
Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.
2 вариант игры:
Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.
Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.
Цель игры: закрепить знания детей о дымковской росписи, ее цветовой гамме, элементах и особенностях узоров. Закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона. Развивать интерес к народным промыслам.
Активизация словаря детей: "народные промыслы", "дымковская игрушка", "узор".
Игровой материал: шаблоны дымковских игрушек 15Х15, вырезанные элементы узоров. Фишки для победителей.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед каждым ребенком подносы с элементами узора (круги, кольца, полоски, волнистые линии, разные по цвету).
Воспитатель читает стихотворение:
    Дым валит из труб столбом,
    Точно в дымке все кругом.
    Голубые дали. И село большое
    Дымково назвали.
Воспитатель обращается к детям: "Как вы думаете, ребята, о каком промысле говорится в стихотворении? Какие поделки делали в этом селе? Давайте и мы сейчас станем народными мастерами и украсим узором шаблоны игрушек! Помните, что для каждой игрушки существует свой узор, поэтому нужно быть очень внимательным при составлении и украшении шаблона".
Дети сами выбирают себе шаблоны. По сигналу воспитателя - звонок колокольчика - дети приступают к украшению шаблона. На выполнение работы отводится определенное время - 5 минут.
Фишку получает тот ребенок, который первым составит узор, правильно подобрав элементы и правильно расположив их на шаблоне.
Затем дети меняются шаблонами и по сигналу воспитателя приступают к составлению узоров. Игра может повторяться до 4-х раз.
Дидактическая игра "Русский народный
костюм"
 
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательские способности:
- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;
- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;
- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).
Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.
Дидактическая игра "Подводный мир"
 
 
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры:
Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.
Дидактическая игра "Театр"
Цель игры: познакомить детей с видом искусства - театром. Объяснить условности этого жанра: костюм, декорация, сцена. Учить детей подбирать для инсценировки декорации, костюмы для героев. Учить создавать сюжетную композицию на подмалевке, создавать театральное действие. Развивать воображение, фантазию, актерское мастерство. Упражнять в составлении связного рассказа. Активизировать словарь детей.
Предварительная работа: педагог рассказывает детям о виде искусства - театре и его особенностях: в театре существует сцена, на которой происходит театральное действие. На сцене выступают актеры, которые могут исполнять самые разнообразные роли: изображать животных и людей, сказочных героев. Для этого театральными художниками создаются костюмы. Для одного и того же спектакля могут быть созданы разные декорации и костюмы. Все актеры обязательно учат свои роли и пытаются передать образы своих героев.
Ход игры:
Педагог показывает детям подмалевки сцены и предлагает инсценировать сказку по желанию детей. Дети вспоминают героев сказки, подбирают соответствующие декорации, выкладывают на подмалевке театральное действие и рассказывают о нем.
Вариант игры:
Педагог рассматривает театральные костюмы, предлагает детям охарактеризовать этих героев, подобрать необходимые декорации, выложить на подмалевке театральное действие и рассказать о нем.
Дидактическая игра "Придумай пейзаж"
автор Пищикова Н.Г.
Для детей 5-7 лет.
В игре могут принимать участие от 3-6 детей.
Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.
Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".
Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.
   
Осень на опушке краски разводила.
    По листве тихонько кистью проводила.
    Пожелтел орешник и зарделись клены.
    В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
    Утешает осень - не жалейте лето!
    Посмотрите - роща золотом одета!
Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.
Затем воспитатель читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.
Приведенные выше дидактические игры являются только частью работ. Периодически они будут претерпевать изменения и дополнения. При необходимости ознакомиться с более полными версиями  дидактических  игр,   обращайтесь  по   адресу:   Prepodavanie@narod.ru.
         Автор приносит извинения за возможные орфографические ошибки.
_____________________________________________________________________________________
Хостинг от uCoz