Персональный   сайт   педагога   Пищиковой   Натальи   Германовны
|
|||||||||||||||||||
_____________________________________________________________________________________
|
|||||||||||||||||||
Открытые занятия рисование
|
|||||||||||||||||||
"Загадочный мир космоса"
подготовительная группа
|
|||||||||||||||||||
Цель: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, особенная планета Земля, т.к. на ней существует жизнь, этапы изучения космического пространства, современные летательные аппараты, первые космонавты.
Закреплять знания детей о различных техниках рисования (батик, акватушь, гризайл, диатипия, витражная техника и т.д.). Учить детей подбирать материалы, соответствующие технике рисования. Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей: космонавты, астронавты, космодром, космический корабль, луноход, названия техник рисования. Зрительный ряд: Иллюстрации о космосе, дидактическая игра "Космос".
Музыкальный ряд: музыкальная композиция "Space", группа "Земляне".
Литературный ряд: стихи о космосе, текст из книги Х.Хабера "Звезды".
Материалы к занятию: ткань, акриловые краски для ткани, резерв, стекло, гуашь, трафареты с изображением космических кораблей, восковые мелки, соль, акварель, песок, ПВА, наждачная бумага, камушки, картон черного и синего цвета.
Ход занятия:
В студии звучит космическая музыка. Педагог предлагает прослушать музыкальную композицию и представить, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка (космическое путешествие). Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).
Рассказ педагога: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы. Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе. Вопросы к детям: Что такое космос? Что находится в космическом пространстве? Почему Земля - самая необычная планета? Как начинали исследовать космос? Кто был первым космонавтом? Почему некоторых исследователей космоса называют космонавтами, а некоторых - астронавтами? С помощью какого летательного аппарата исследовали поверхность Луны? Откуда стартуют космические корабли? Как одеты космонавты? Педагог предлагает детям поиграть в дидактическую игру "Космос". Цель игрового задания - создать наиболее интересную сюжетную композицию и придумать рассказ  о своем путешествии в космос. Педагог: Вот мы с вами немного попутешествовали, а сейчас я предлагаю вам зарисовать ваше путешествие. Тема рисования у всех одинаковая, но вам представляется выбор материалов и различных техник рисования, а это значит, что и рисунки у вас должны получиться самые разнообразные. (На предварительных занятиях дети выбрали техники рисования и подготовили подмалевки). Педагог предлагает детям рассказать о технике рисования, которую они выбрали и объяснить выбор материалов. Дети приступают к выполнению работ. По окончании работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих путешествиях. |
|||||||||||||||||||
"С Днем Рождения, Москва!"
подготовительная группа
|
|||||||||||||||||||
Програмное содержание: учить детей рисовать праздничную Москву, передавая архитектурные особенности зданий: Спасской башни, соборов Кремля,  современных зданий. Продолжать закреплять навыки в выполнении наброска карандашом. Продолжать учить детей выбирать необходимые для рисунка материалы (акварель, пастель, восковые мелки) для передачи выразительности в рисунке. Воспитывать любовь к родному городу, гордость за свою столицу.
Материалы для занятия:
1. Музыкальные произведения современных композиторов о Москве.
2. Диафильм о Москве "Москва, как много в этом звуке...". 3. Репродукции о Москве. 4. Акварельные краски, пастель, восковые мелки. Активизация словаря: белокаменная, арки, соборы. Ход занятия:
1. Звучит песня Газманова: "Москва, звонят колокола!".
Преподаватель читает стихи А.С.Пушкина о Москве. Преподаватель: "Ребята, о каком городе говорится в песне, стихотворении? К какому празднику готовится наша страна? А знаете ли вы, кто основал наш город, каким был древний Кремль? Сейчас мы посмотрим диафильм о старой Москве". (Просмотр диафильма, рассказ преподавателя). Рассматривание репродукций с изображением Спасской башни, Успенского собора, уточнение архитектурных особенностей. 2. Преподаватель: "Давайте попробуем нарисовать праздничную Москву. Вспомните, как украшен город к празднику. Представьте, каким красивым будет салют на Красной площади". Уточнить последовательность в работе: сначала делаем набросок карандашом, смачиваем бумагу водой, затем рисуем красками. Уточнение приемов рисования: спросить некоторых детей, что они будут рисовать: старую или современную Москву. Дети рисуют под музыку (песня А.Бабаджаняна "Лучший город Земли"). 3. Рассмотреть рисунки, устроить выставку "Наша Москва". Вручить памятные подарки о Москве. |
|||||||||||||||||||
"Знакомство с ахроматическими красками"
|
|||||||||||||||||||
Цель: познакомить детей с ахроматическими красками (черной, белой, серой). Показать изменение цвета, в зависимости от его насыщения белым или черным.
Материал к занятию: репродукции с преобладанием холодной и теплой гаммы цветов, изображение королевы Утра и королевы Ночи, принца Тумана и продавца воздушных шаров.
Музыкальный ряд: "Вальс цветов" Чайковского, "Болеро".
Ход занятия:
Преподаватель: "Благодаря нашим друзьям из разноцветной страны, мы узнали, что существуют разные цвета: основные и составные. Назовите основные и составные цвета. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать различные репродукции, в которых преобладает холодная или теплая гамма, а вы должны определить, какая картинка подойдет Снегурочке, а какая - Весне.
Кроме 7 цветов спектра есть еще 2 загадочных цвета. Они тоже обладают волшебной силой. Послушайте сказку".     Однажды в страну короля Палитры пришла черная королева Ночь. Она построила себе мрачный замок и стала в нем жить. У нее было волшебное черное покрывало, и этим покрывалом Ночь накрыла всю волшебную страну.
    В один миг изменилось все в цветной стране. Наступила  темнота и все краски потеряли свой цвет. Звучит музыка "Болеро". Снегурочка и Весна решили помочь жителям-Краскам. Они отправились далеко, во дворец королевы Утра. Ведь у нее было волшебное белое покрывало. Оно обладало таким свойством: до кого дотронется это белое покрывало, того оно делает нежным, добрым, а любой цвет - более светлым, воздушным и легким... Королева Утра согласилась помочь. Как только она дотронулась до Ночи, та сразу улыбнулась, посветлела и убрала с волшебной страны свое черное покрывало. Все краски засияли своими цветами. Опять зазвучал смех,  все веселились. Звучит "Вальс Цветов". С тех пор в волшебной стране появились два новых жителя, две новые краски, укоторых нет цвета, но есть волшебные свойства. Когда Ночь прикасается своим покрывалом к любому цвету, то этот цвет делается более тяжелым, создает грозное настроение. Вспомните Бабу-Ягу, Кащея Бессмертного. Рассматривание иллюстраций.
Совсем обратным свойством обладает белая краска - Утро. В смешении с другим цветом она создает нежное, звонкое , радостное настроение (добрые феи).
    Однажды королева Ночь и королева Утро решили погулять по саду, концы их покрывал переплелись, и получился новый бесцветный цвет - серый. Так в волшебной стране появился принц Туман. 2 часть:
Слушание музыки, задание детям: соответственно характеру музыки рисовать причудливые фигурки.
|
|||||||||||||||||||
"Мой любимый сказочный герой"
подготовительная группа
|
|||||||||||||||||||
Програмное содержание: развивать образное представление, учить детей передавать в рисунке характерные черты сказочного героя. Учить анализировать сказку, давать характеристики героям, используя образные выражения при создании словесного образа сказочного героя. Учить подбирать цветовую гамму для передачи образа. Воспитывать интерес к народному творчеству, закрепить технические  умения и навыки работы разнообразными материалами, закрашивать аккуратно пространство и наносить узор концом кисти.
Предварительная работа: чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним, беседы по иллюстрациям и содержанию сказок, составление описательных рассказов по иллюстрациям к сказкам, где встречаются сказочные герои, знакомство с народным костюмом, проведение дидактических игр "В гостях у сказки", "Народный костюм".
Литературный ряд: загадки о сказочных героях.
Зрительный ряд: иллюстрации художников к народным сказкам.
Музыкальный ряд: произведения П.И.Чайковского и Римского-Корсакова.
Материалы к занятию: акварель, гуашь, восковые мелки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям вспомнить русские народные сказки и их героев. Помочь детям могут загадки о сказочных героях:
    Он герой нам всем известный     И с волшебным словом вместе     Может целую неделю     На печи лежать Емеля.                                 Скрипит зубами, водит носом,                 И русский дух не переносит.                 Старуха с костяной ногой                 Зовется Бабою-Ягой.                               Он гремит костями страшно.                             Злобный, жадный и ужасный.                             Ходит в черном он плаще                             И зовется царь... Кащей.                                               Кащеем заколдована,                                             Иваном очарована,                                             Зеленая подружка,                                             Царевна... Лягушка. Педагог: Ребята, вы уже знаете, что в сказках бывают добрые и злые герои. Послушайте, как про них рассказывали в сказках: "Морда жилинная, нога глиняная. На печи лежит из угла в угол, нос в потолок врос" (Баба-Яга).
"Добрый молодец - кудри черные, очи соколинные, брови соболиные, ухватки богатырские" (Иван-Царевич). "Душа-девица, да какая прекрасная, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать" (Василиса Прекрасная). Педагог предлагает прослушать музыку и подобрать для нее сказочных героев. Далее педагог обращает внимание детей на выставку иллюстраций сказочных героев, выполненных разными художниками (Билибина, Конашевича, Рачева, Васнецова и др.). Педагог задает детям вопросы: -Чем отличаются и что общего в этих иллюстрациях? -Как художники стараются передать характер сказочных героев? -Чьи  иллюстрации понравились больше и почему? Затем педагог предлагает детям нарисовать своего любимого героя, подобрать соответствующую образу цветовую гамму, уточняет последовательность выполнения работы, подбор материалов для выполнения рисунка. Во время работы педагог обсуждает возможности более полной  изобразительной характеристики образа, в случае затруднения помогает советом, показом иллюстраций. После завершения работы оформляется выставка на тему "Мой любимый сказочный герой". |
|||||||||||||||||||
"Мир в котором мы живем"
подготовительная группа
(занятие проводится на прогулке в летнее время) |
|||||||||||||||||||
Цель: показать значение целостности окружающего мира, раскрыть образ природы. Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков. Совершенствовать технические  навыки в рисовании пластилином, пастелью, мелками. Научить проявлять фантазию в рисовании, рисовать по представлению. Воспитывать интерес к родной природе, учить заботливому отношению к окружающему миру. Развивать наблюдательность.
Активизация словаря: планета, природа, окружающий мир, пастель. Зрительный ряд: репродукции с изображением природы (в различных состояниях: закаты, осенняя природа, космическое пространство).
Музыкальный ряд: Бетховен "Лунная Соната", "Веселый хоровод", Чайковский "Времена года".
Звуковой ряд: Тютчев "Не то, что мните вы, природа...", Светлинский "Мы - отражение природы".
Материалы: пластилин, пастель, мелки, тонированная бумага, акварельная бумага, стеки.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Звучит "Лунная Соната", воспитатель читает стихи:
            Мы - отражение природы,             Мы - часть ее, мы - Красота.             В нас сила, разум, доброта,             В нас свет и Высшее начало.             Раскрой в себе Цветок Любви,             И ты познаешь Тайну Мирозданья.                                                                         Светлинский. Ребята, посмотрите, как красив окружающий нас мир, наша Планета. Это и зеленые леса, тихие закаты, пестрые яркие цветы, тихие березовые рощи, далекие космические дали. Планета - это дом, в котором мы живем. А наша планета единственная,  где существует жизнь.
Что такое Земля?  Живая ли она? Ребенок читает стихи:             Не то, что мните вы, природа,             Не слепок, не бездушный лик,-             В ней есть душа, в ней есть свобода,             В ней есть любовь, в ней есть язык.                                                                            Тютчев. Воспитатель: Ребята, что бы вы пожелали нашей планете, нашему дому? Если бы Земля умела говорить, о чем бы она попросила людей? Может ли ей быть больно?
Ответы детей. Воспитатель: Сегодня на занятии мы нарисуем нашу Планету. Но, знаете, наша Земля тоже великая художница, ее палитра красок очень разнообразна. Вспомните осеннюю гамму, какая она? А зимняя? Летняя? Природа может многому научить тех, кто с ней внимателен и чуток. А мы сегодня с вами будем рисовать не красками, а пастелью и пластилином. Работу пластилином будет выполнять несколько человек. Они будут создавать летний пейзаж. Их работа будет напоминать разрезную картинку. Договоритесь, кто какую  часть картинки будет выполнять. Подумайте, с чего вы начнете вашу работу (нарисовать эскиз), как будете работать с пластилином (размазывать, раскатывать). Пастелью вы можете нарисовать космос, летний и осенний пейзажи. Я предлагаю вам два совершенно одинаковых эскиза пейзажа. Вспомните цветовую гамму лета и зимы, нарисуйте пастелью и вы увидите, как разнообразна природа. Мелками вы можете рисовать на асфальте. Дети приступают к работе. По окончании работы звучит музыка Б.Савельева "Большой хоровод". Детям предлагается потанцевать под музыку. Затем рассматриваем рисунки и устраиваем вернисаж. Итог занятия: Человек, любящий природу, обладает добрым сердцем!
|
|||||||||||||||||||
"Путешествие в мир искусства"
|
|||||||||||||||||||
Цель: уточнить и закрепить знания детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения, о роли искусства в жизни человека, где хранятся произведения искусства, как нужно вести себя в музеях. Знакомство с основными видами изобразительного искусства с помощью подарков фей: живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Знакомство с архитектурными прообразами музеев: "музей-храм", "музей-дворец", "музей-парк".
Активизация словаря: живопись, искусство, скульптура. Зрительный ряд: картина, написанная маслом, статуэтка, графическое изображение цветов, предметы декоративно-прикладного искусства, дидактическая игра "Волшебный круг".
Музыкальный ряд: Чайковский "Вальс цветов".
Оборудование: слайды с изображением Третьяковской галереи, музея Пушкина.
Ход занятия:
Воспитатель: Скажите мне, мир искусства - что это за мир?
Послушайте сказку. Жил-был художник. Однажды он увидел цветок. Художник не мог налюбоваться цветком и решил его нарисовать. Стало два цветка, одинаково красивых. Потом он увидел вазу - и тоже нарисовал ее красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать много красивых вещей. Художник нарисовал множество картин, в которых показал, как удивительна окружающая жизнь. Нужно только внимательно вглядываться в предметы, природу, людей - и тогда волшебный мир красоты откроется. Рядом с художником жил скульптор. Он тоже радовался красоте окружающего мира и высекал образы людей, животных из камня, металла, лепил их из глины. На другой улице жил другой художник. Он любил читать книги. Читая, он представлял себе героев - добрых и злых, умных и глупых. Он видел, как они одеты, как ходят, живут. Он хотел помочь другим людям увидеть этих героев и стал их рисовать. А вы знаете, как называется этот художник? (Иллюстратор). В этом городе жили и другие художники: они украшали посуду, одежду, ткали ковры. Город строили и украшали красивыми зданиями, мостами строители и архитекторы. И город назвали "Мир искусства", потому-что искусство - это и есть мир, красиво изображенный художником, скульптором, архитектором, мастерами декоративно-прикладного искусства. Но мир искусства - это не только изобразительное искусство. Это еще и мир звуков - музыка, мир стихов, мир движений - балет, кино, театр. Произведения искусства, написанные самим художником называются оригиналами или подлинниками. А хранятся они в музее. Кто знает, какие музеи есть у нас в городе? Были ли вы в музеях? Что вам запомнилось? Звучит музыка "Вальс цветов". Появляется изобразительная фея. Воспитатель: Фея живописи прислала нам картину, написанную масляными красками. Она повелевает цветом и его оттенками. Рассмотреть картину. Воспитатель: Фея скульптуры прислала нам статуэтку. Вспомните, из чего создают скульптуру? Фея скульптуры повелевает объемом, движением. Рассматривание скульптуры. Воспитатель: Фея графики прислала рисунки с изображением цветов. Эта фея повелевает линией, цветовым пятном, штрихом. Воспитатель предлагает сравнить живые цветы и их изображение. Живые цветы скоро завянут, а их изображение будет жить очень долго. Задание: Предложить детям нарисовать портреты фей.
Провести дидактическую игру "Волшебный круг". Воспитатель: Дети, скажите, живут ли сейчас музы? Куда они прячутся от нашей шумной жизни? Где их обитель (жилище) в которой всегда тихо, светло и прекрасно? Дом, где живут музы не обыкновенный дом, а особый. Туда музам приносят и оставляют свои творения живописцы, скульпторы, графики, мастера декоративно-прикладного искусства, чтобы они могли показать их всем, кто любит прекрасное. Как называется этот дом? Он называется музей. Музей может быть похож на храм, крепость, дворец. Рассматривание слайдов. Иногда музеем-домом для муз становится сокровищница. Что хранится в сокровищнице? Не только золото и серебро, но и изделия из них. Изделия эти хранят память о нашей истории, они рассказывают нам о том, как жили цари, царицы, их слуги. Рассматривание слайдов об Оружейной палате. Задание: нарисовать Шапку Мономаха, нарисовать дом, где живут музы.
|
|||||||||||||||||||
Представленные открытые занятия  являются только частью работ. Периодически они будут претерпевать изменения и дополнения. При необходимости ознакомиться с более полными версиями открытых занятий,  обращайтесь по адресу: Prepodavanie@narod.ru.
Автор приносит извинения за возможные орфографические ошибки.
|
|||||||||||||||||||
_____________________________________________________________________________________
|
|||||||||||||||||||